Детский туризм является важной составляющей внутреннего туризма практически каждой страны. В России же он не приносит столь много положительных результатов — количество путешествующих детей катастрофически мало.
С этой целью сейчас активно развиваются событийные мероприятия, городские фестивали, ярмарки и концерты. Но детей не привлечешь в регион модными праздниками «День огурца», «День холодца», «День топора», да и туроператоров тоже. Мало способствуют продвижению и многочисленные региональные конференции, форумы, выставки, круглые столы. Нужны другие мероприятия, направленные на получение новых знаний, навыков, развивающие любовь к Родине.
Сегодняшних детей поколения Z нельзя убедить в необходимости путешествий одними телепередачами или блогерскими постами: они должны прочувствовать это на своем примере, получить яркие положительные эмоции от поездки, самостоятельно изъявить желание продолжить знакомство с регионами России.
Именно организованные детские группы и семьи с детьми могут стать системообразующим внутренним туристским потоком нашей страны. Но пока их слишком мало.
Президент ОСИГ Грант Бабасян предлагает создать государственную программу для школьников с включением в бюджетное финансирование, в том числе затрат на транспорт. По его мнению, организованные турпотоки школьников смогут обеспечивать планомерную загрузку отелей, заведений общественного питания, транспортных предприятий в низкий сезон.
«При условии развития детского туризма и достаточного вложения средств в путешествия можно будет ожидать трехкратного увеличения внутренних туристских потоков уже через три года», — также подчеркнул он.
Экскурсионно-образовательный проект «Живые уроки», в котором участвуют около 40 субъектов РФ, может стать примером комплексного подхода к организации экскурсий и путешествий для школьников.
«Его можно использовать как базовый проект по развитию школьно-образовательного туризма, так и в качестве событийного», — цитирует ОСИГ руководителя программы Татьяну Козловскую.
К сожалению, в детском туризме сегодня наблюдается огромное количество проблем, которые сильно тормозят его развитие. Это вопросы нормативно-правового характера и терминологии (ФЗ 132 и ФЗ 465), структурно-организационного плана (детским туризмом занимается около десяти министерств и ведомств), вопросы ответственности за конечный результат и профессиональной ответственности, вопросы финансирования детских экскурсий и путешествий.
Через центры дополнительного образования Министерства просвещения осуществляется финансирование однодневных экскурсий в пределах региона, но в малом количестве и не во всех регионах, при удобном случае деньги переводятся на другие задачи.
Министерство культуры (ранее ответственное за развитие туризма в России) финансировало 16-18 тысяч поездок детей по стране в год, от 16,5 миллионов всех школьников, при этом транспортные расходы перекладывались на родителей (для справки: у нас в стране 16 137 300 школьников и 41 349 школ).
Поручение Президента от 2012 года №2705 п.3 так и не было выполнено, «комплекс мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования» не разработан.
Кто отвечает за организацию экскурсий и путешествий детей – туроператорские компании или центры дополнительного образования? Кто несет ответственность за развитие детского туризма в нашей стране – Министерство экономического развития или Министерство просвещения?
Эти вопросы требуют системного подхода и комплексного решения в самое ближайшее время. Недаром новое правительство рассматривает развитие организованного детского и семейного туризма и отдыха в качестве приоритетной задачи в «Трансформации делового климата» по направлению «туризм».
В тексте используются материалы ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ
Добавить комментарий