В Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, посвященное вопросу создания благоприятных условий для развития детского туризма в России с целью обеспечения равнодоступности учащимся образовательных организаций к государственному, культурному, историческому наследию.
В мероприятии приняли участие депутаты-члены Комитета Марат Бариев и Юрий Смирнов, представители Министерства экономического развития, Министерства просвещения, Министерства внутренних дел, Федерального агентства по туризму, органов исполнительной власти субъектов России, Российского Союза Туриндустрии, туроператорских компаний, образовательных и общественных организаций. Заседание провел заместитель председателя Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Роман Мирошин, который подчеркнул важность решения всех вопросов, мешающих развитию путешествий детей в России.
Участники заседания поставили главные вопросы, на которые не может найти ответ профессиональное сообщество: что входит в понятие «детский туризм» и «детский отдых» и к полномочиям какого министерства или ведомства относится сфера детского туризма. Из-за разбросанности направлений туристической отрасли не решаются вопросы развития детского туризма. Необходимость создания единого управляющего органа, способного формировать политику в сфере детского туризма и эффективно развивать его, наблюдалась почти во всех докладах экспертов-практиков.
Представители региональных туроператорских компаний подняли тему неоправданно высоких тарифов перевозки детских групп, когда детские чартерные и специальные поезда становятся вдвое дороже регулярных, а регулярные ставят перед туроператорами невыполнимые условия выкупа билетов за 100 календарных дней, групповые авиабилеты дороже индивидуальных, отсутствие всяких льгот на автобусный и речной транспорт. Сейчас даже государственная программа, реализуемая Министерством культуры с 2013 года, не включает транспортной перевозки и перекладывает ее на родителей. По ней ежегодный охват школьников составляет всего 0,13 %. Зависимость от достатка родителей и указанные выше факторы не позволяют выполнить поручение Президента России о возможности каждого школьника путешествовать по родной стране. За 11 лет обучения в школе в ней смогут принять участие менее 1,5% учащихся.
Также были поставлены вопросы унификации и минимализации документов, предоставляемых в отделы образования на местах для совершения школьниками экскурсий и путешествий, о выработке единых требований к такого рода документам на территории всей страны.
Вторая часть заседания касалась вопросов интеграции экскурсионно-образовательных программ в учебный процесс, о влиянии туризма на качество образования, на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения. При грамотной разработке экскурсионных программ с учетом специфики региональных ресурсов, путешествия школьников смогут носить многофункциональный характер. Примером тому служит экскурсионно-образовательный проект «Живые уроки», в котором принимают участие 37 субъектов России. Успешный опыт его реализации в регионах представили заместитель министра туризма Тверской области Александра Ильина, начальник управления образования администрации г. Чебоксары Дмитрий Захаров и туроператоры.
Генеральный директор Ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «МОСТУРПУЛ», генеральный директор ООО «ИНТЕРС-РУС» Татьяна Козловская отметила:
«Живая визуализация школьных программ на сегодняшний день считается одним из мировых трендов. Образовательный туризм признан перспективным направлением во многих странах мира. Проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки» направлен на создание системы школьно-образовательных маршрутов, способствующих расширению туристского потенциала всех регионов России. К сожалению, на сегодняшний день наша молодёжь отдыхает в Турции и Египте. Это касается поколения, которое росло в 90-е и нулевые годы, когда стране в какой-то степени было не до него. Поэтому, сейчас необходимо обратиться к детскому туризму и не упустить нынешнее поколение».
Участники встречи отметили, что детский туризм является важной частью государственной политики. Страна располагает огромными ресурсами для путешествий школьников: природными заповедниками, музеями, учреждениями культуры, промышленными предприятиями. Любая привычка, в том числе и привычка путешествовать, закладывается с детства. Также поездки по родной стране становятся фундаментом в развитии патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин отметил, что перспективы школьного туризма в нашей стране должны строиться в тесной увязке образовательного, воспитательного процессов с развитием новых технологий:
«Школьный туризм – это разнообразные объекты показа, интегрированные в учебные дисциплины на уровне целостного представления. Школьный туризм – это эмоционально окрашенное погружение в историю и культуру России, важный элемент в воспитании патриота и гражданина. Школьный туризм – это технологии командообразования школьной группы. Школьный туризм, наконец, это воспитание межкультурной толерантности. Из статистики абитуриентов, в прошлом году 72 % опрошенных, заявили, что не имели опыта путешествий по собственной стране. Каждый четвертый школьник не знаком с величайшими памятниками истории, культуры и природы России. Как при этом говорить об уважении к своему народу и культуре?».
Заслушав доклады и выступления экспертов и спикеров, участники заседания отметили острую необходимость в комплексном и системном подходе к решению вопросов развития детского туризма в России. Эксперты высказались за необходимость взаимодействия на межотраслевом уровне с представителями Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства экономического развития, Министерства транспорта, МЧС, МВД, Ростуризма и других профильных ведомств. Также эксперты согласились с необходимостью подготовки экскурсоводов и сопровождающих школьных групп, популяризации школьного или классного туризма в школах, проведения широкомасштабной просветительской кампании о пользе и познании через путешествия.
По материалам Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту,
туризму и делам молодежи
Добавить комментарий