Что такое «живые уроки»? Чем они отличаются от обычных экскурсий? Чем они могут быть полезны учителям и школьникам? На эти и другие вопросы пытались ответить организаторы и участники тестового маршрута «Калейдоскоп живых уроков», на днях прошедшего в Вологде.
Вологодская область присоединилась к проекту «Живые уроки» в апреле 2017 года. И сейчас представители вологодской туриндустрии еще только пытаются определить для себя, как они могут работать в рамках данного проекта. В области уже создана региональная рабочая группа по реализации и продвижению проекта, сопредседателями которой являются заместитель начальника Департамента культуры и туризма Дмитрий Шевцов и заместитель директора туристической компании «Интелтур» Тамара Журавлева.
«Проект «Живые уроков» хорош тем, что в нем объединяются потенциалы сфер культуры, туризма и образования. И он должен быть обоюдовыгодным: турфирмы разрабатывают и предлагают такие турпродукты, которые могут использоваться непосредственно в общеобразовательном процессе, а образовательные учреждения получают живое, интересное, интерактивное подспорье в проведении уроков и внеклассных занятий. Сближение со сферой образования очень важно нам, представителям туриндустрии. <…> Это огромный импульс к развитию, к разработке новых методик формирования новых качественных и востребованных туров для нашей целевой аудитории – школьников, которым предлагается воспринимать учебную программу в том числе и вот в таком интересном виде: экскурсии, игры, квесты и т.д.» — рассказала Тамара Журавлева.
Проведенный несколько дней назад в Вологде тестовый маршрут «Калейдоскоп живых уроков», участниками и организаторами которого выступили представители вологодских и череповецких турфирм совместно с Департаментом культуры и туризма Вологодской области, стал одним из пробных мероприятий, где вологодские туроператоры тестировали на себе шесть предложенных коллегами «живых уроков».
Очень динамичную и интересную обзорную квест-экскурсию «Исторические площади Вологды», начавшуюся у театра «Теремок» – на бывшей Плац-Парадной площади города – и закончившуюся у памятника Батюшкову на Кремлевской площади, провела Наталья Некрасова из бюро международного молодежного туризма «Спутник». Подобная экскурсия может быть предложена школьникам в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе. Еще одну квест-экскурсию «Вологда – город, где сбываются мечты», провели Ксения Коричева и Светлана Полякова из туристической компании «Перекресток».
Марина Ольшевская из турклуба «Пилигрим» предложила урок «Храм у школы» в рамках предмета «Истоки». На этом пробном уроке-экскурсии присутствовали и школьники одного из летних городских лагерей. Несмотря на такую тонкую и деликатную тему, экскурсовод Лариса Мальцева успешно провела урок в храме Александра Невского, тактично и ненавязчиво рассказывая об основных православных понятиях, образах, таинствах, правилах поведения и т.д.
У нас было много споров по экскурсии в храме. Нужно ли это давать детям? Имеем ли мы моральное право? Но на пробном уроке мы увидели, что все получается. И детям было интересно, они внимательно слушали, это было незатянуто, познавательно. Я сама удивилась – насколько, оказывается, наши дети могут воспринимать такую информацию. Сейчас, после этого текстового тура, мы уже сами будем смелее в предложении таких программ.
В художественном отделе Вологодского музея-заповедника заведующая отделом Ангелина Глебова провела программу по народному искусству и вологодским росписям. А в музее «Мир забытых вещей» экскурсовод Лариса Катерберг рассказывала о семейных традициях и обрядах в рамках темы «Радоваться всей семьей» урока «Истоки» для 4 класса.
Обед участники тестового маршрута «Калейдоскоп живых уроков» тоже провели необычно: дети и взрослые не только отведали национальные блюда, но и поучаствовали в мастер-классе по изготовлению клюквы в сахаре.
«Образовательных экскурсий очень много, но они в большинстве своем не структурированы и не привязаны к конкретной школьной программе, к конкретным предметам, конкретным темам урока. В вологодском варианте «Живых уроков» мы видим нашу задачу как раз привязать экскурсию к программе, придать ей структуру, схожую со структурой школьного урока, чтобы экскурсоводы умели ставить тему, цели, задачи, закрепить полученные в ходе экскурсии знания и умения. Пока мы проводим апробацию таких уроков, что называется, «сами на себе» – в пробном маршруте участвуют представители вологодских и череповецких туристских организаций. Скоро подобный образовательный маршрут будет предложен представителям образования, учителям. А третьим, и самым ответственным этапом будет организация образовательного экскурсионного экспресса для школьников области», — куратор проекта, консультант управления развития туризма и музейной деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области Наталья Волынцева.
Сейчас проект «Живые уроки» в Вологодской области планируют в августе 2017 года представить на областной конференции для педагогических работников области.
По материалам «Культура в Вологодской области»
Добавить комментарий