Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога прошла в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ).
Обсуждая документ, заместитель председателя Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова отметила, что описанные в нем «требования к уровню подготовки учителя столь высоки, что не соответствуют уровню образования значительного количества педагогических работников».
Многие вузы, колледжи, ИПК, по словам спикера, не смогли или не успели переработать программы подготовки и переподготовки учителей и воспитателей таким образом, чтобы они могли уверенно реализовать стандарт, принятый еще в конце 2013 года.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев поделился результатами двухлетнего исследования, которое Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ провела в несколько этапов. На основном этапе в апреле-мае 2016 года измерялись компетенции учителей русского языка и математики из 67 регионов России. По словам спикера, около 10% преподавателей показали «весьма низкий уровень предметной подготовки по всем трем предметам, включая историю». Так, около 5% учителей математики не справились с задачами на квадратные уравнения. «Существенная доля наставников по каждой из ключевых школьных дисциплин показали низкий предметный результат», – подытожил чиновник.
Само слово «стандарт» вызывает аллергию у педагогов, воспринимается как некое ограничение их свободы, считает участник группы разработки профессионального стандарта учителя, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.
Он сообщил, что трепетно относится к передовому учительскому опыту, к свободному полету творческой фантазии преподавателя. «Но эти свободные полеты возможны, когда выполнена обязательная программа. А иначе часто получается так, что мы изобретаем велосипед и удивляемся, почему он не едет со скоростью «Мерседеса», – отметил эксперт. С другой стороны, нельзя и требовать от педагога того, чему его никто никогда не учил, предостерег он.
Также спикер высказал мнение, что модернизация педагогического образования, институтов повышения квалификации учителя запаздывает за вызовами времени. «Методические службы превращаются в структуры по обслуживанию аппаратов управления, часто становятся парашютными площадками для уходящих на пенсию чиновников», — пояснил он.
Развивая тему деятельности ИПК работников образования, первый проректор МГППУ Аркадий Марголис заявил, что принципы их работы вызывают у него недоумение. «Педагог выбирает курсы, организация-провайдер их реализует и неясно, какое все это имеет отношение к собственно профессиональной подготовке», — сказал он.
Подкрепляя свою мысль, спикер привел слова профессора Майкла Фулэнда о том, что повышение квалификации в традиционном формате было бы целесообразно запретить. «Даже в редких случаях, когда полученные в институте знания оказываются полезными, они не корреспондируют с решением конкретных проблем учителя в его школе и в конкретном классе, где он работает с детьми», — подчеркнул участник конференции.
По материалам РИА Новости
Добавить комментарий