Конференции Новости туризма

Сегмент детского образовательного туризма ожидает рост

Детско-образовательный туризм, живые уроки, конференция, конференция по туризму, конференция в Москве, Москва, детский туризм

В Москве прошла IV Межрегиональная конференция по школьно-образовательному туризму, организованная столичным Комитетом по туризму. На мероприятие из 40 регионов страны съехались представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти в области туризма, образования, молодежной политики и культуры, школьные директора и педагоги, туроператоры и турагентства, представители объектов показа, средств размещения, транспортных предприятий, объектов питания и общественных организаций.

Заместитель председателя Экспертного совета при Комитете Госдумы по физической культуре, туризму, спорту и молодежной политике Роман Мирошин, открывая конференцию, подчеркнул, что именно познавательные путешествия по России формируют в сознании детей новый позитивный образ нашей страны.

Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько считает, что каждый человек должен побывать в столице своей родины еще в детстве, иначе его идентификация как гражданина страны вряд ли будет полной: «Но если он ездил на экскурсии в Москву и другие российские города вместе со школой или родителями, то и сам, когда вырастет, отправит своих детей туда, где ему понравилось бывать ребенком». Он уверен, что развивать школьный туризм необходимо вместе с молодежным и семейным туризмом. Г-н Шпилько отметил увеличение потоков несовершеннолетних туристов в Москву из городов России и зарубежных стран, обратил внимание на необходимость создания линейки событийных мероприятий для подростков в столице.

Успешно развиваются и программы «Живые уроки», с которыми уже работают 37 регионов. Генеральный директор ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул» Татьяна Козловская рассказала, что в прошлом году проект получил премию Правительства Российской Федерации. «По всей стране нашу инициативу подхватили как туроператоры, так и музеи различной тематики, в их экспозициях теперь проводят учебные занятия. Все программы и маршруты проходят сертификацию, прежде чем попасть на сайт «Живые уроки». Важно все – и хорошие экскурсоводы, и питание,  и объекты размещения», — заметила она. Бренд пользуется спросом, его организаторы уже не раз сталкивались с тем, что его используют предприимчивые люди, хотя проект нацелен только на туроператоров. Г-жа Козловская предложила создать единую информационную площадку, чтобы директора школ сразу находили нужный продукт. «Все сертифицированные маршруты и экскурсии будут выкладываться на сайте «Живых уроков», и заявки будут автоматически поступать к оператору – держателю тура», — сказала она.

Также она отметила необходимость субсидирования образовательных турпродуктов для организованных школьных групп, так как это позволит снизить стоимость и увеличить турпотоки школьников в Москву.

На конференции обсуждался вопрос создания в рамках «Живых уроков» первого образовательного кольца, объединяющего соседние территории, находящиеся в 200-километровой зоне вокруг столицы: Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и Москву. Это позволит разрабатывать межрегиональные турпродукты, проводить общие событийные мероприятия и совместно продвигать проекты.

Директор ГБУ «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро отметил, что одной из явных проблем детского туризма стал выраженный кризис доверия к туротрасли. «Школы запуганы, учителя всего боятся. Последние два года, если хоть что-то в этой сфере еще можно запретить, это обязательно происходит», — сказал он. И упомянул один из проектов, помогающих переломить негативную тенденцию в школах – в этом году по программе «Директор в поход» семь директоров московских школ вместе со своими учениками отправились в горы Краснодарского края. «На май у нас уже очередь из 50 директоров, которые тоже хотят пойти в поход с учениками. Важно, что инициаторами стали сами школы, а не департамент образования», — уточнил г-н Шпаро.

В рамках конференции обсуждались вопросы межведомственного и межрегионального взаимодействия по развитию школьно-образовательного туризма. Например, заместитель генерального директора компании «На семи холмах» Ирина Левина поделилась опытом работы с преподавательским составом двухсот московских школ: «Мы профессионально консультируем школы, создали сайт для преподавателей, отправляем их также в рекламные туры, чтобы они сами прошли программу, прежде чем взять ее для своих учеников». Заместитель директорам по воспитательной работе школы №1236 Бэла Еремина подтвердила, что уже 12 лет школа плодотворно сотрудничает с этой компанией, доверяя ей организацию поездок, квестов и т.д.

Об успешном опыте сотрудничества с туроператорами также рассказали топ-менеджеры Музея военной истории, игровой корпорации «Марс-Тефо», Центра океанографии и морской биологии «Москвариум», киностудии «Союзмультфильм».

Директор «Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма» Дмитрий Моргун рассказал о возможностях активного туризма для московских школьников. Предприятие организует более 700 мероприятий, в которых участие принимают порядка 14 тысяч детей. По словам директора ГАУК «Мосгортур» департамента культуры Москвы Василия Овчинникова, в рамках проекта «Музеи – детям» в прошлом году 90 столичных музеев и выставок бесплатно приняли 240 тысяч школьников. Развивается и проект «Уроки в музее», только в этом году их посетили свыше 19 тысяч школьников, всего было проведено 824 урока.

Выступление руководителей региональных министерств вызвало ответную реакцию зала, с мест задавались вопросы. Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина упомянула, что из-за сложностей с оформлением документов на детские перевозки существенно сократилось число школьных поездок по музеям и другим учреждениям культуры. Однако есть и вполне успешные проекты, к примеру, программа «Музейный марафон», благодаря которой уже 25 тысяч детей стали участниками выездных экскурсий. Востребованы детские железнодорожные маршруты, связанные с историей Куликова поля, Ясной Поляной и т.д. Успехами в реализации проекта «Живые уроки» поделился и министр туризма Тверской области Иван Егоров: «Наши учителя вместе с туроператорами сформировали 12 приоритетных маршрутов и интегрировали их в школьную программу».

С презентацией своего региона выступила заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. Среди прочего, она отметила отсутствие движения объектов показа навстречу туроператорам. «Пока музейные сотрудники не очень охотно соглашаются адаптировать существующие или создавать новые экскурсии, тем более сочетать их со школьной программой», — сказала она.

Как заметила заместитель министерства культуры и туризма Калужской области Ирина Агеева, за три года более 7,5 тысяч школьников из всех муниципальных образований путешествовали по области в рамках программы «Мой край – душа России», финансируемой за счет средств областного бюджета. Ключевым направлением туризма в регионе она назвала тему космоса.

Ирина Шеховцова, директор турцентра «ЮВА» из Екатеринбурга, рассказала о создании «Уральского образовательного кольца». Очень важно, по ее мнению, мотивировать школы и педагогов, измученных давящей нормативной базой и объемом документации, необходимой к оформлению при работе с детьми. «Проект «Живые уроки» – это отличная площадка, на которой мы все можем взаимодействовать, узнавать информацию в сфере образовательного туризма. И давайте обсуждать эти вопросы не только в Москве, но и в регионах», — предложила г-жа Шеховцова.

Директор кемеровской компании «Континент-тур» Татьяна Букина также согласна, что непросто продвигать «Живые уроки» в образовательных учреждениях – в школах просят аргументировать, зачем они нужны. Компания сделала небольшое исследование с участием двух классов. Один класс остался на урок природоведения в школе, другой отправился в Ботанический сад. Перед началом темы и после урока провели тестирование, показавшее, что качественная успеваемость учеников первого класса оказалась на уровне 76%, второго – 98%. «Получился весьма убедительный аргумент в пользу выездных уроков», — пояснила она.

В рамках конференции прошли презентации межрегионального образовательного проекта «Вагон знаний», детского туристического маршрута «Легенды Байкала», экскурсионно-образовательного проекта «Открывая Россию», обсуждались также требования к экскурсиям и экскурсоводам в сфере школьно-образовательного туризма.

Данная площадка всеми спикерами признана значимой для обсуждения вопросов по школьно-образовательному туризму. Была выражена благодарность московскому Правительству за организацию масштабной конференции, которая в четвёртый раз предоставляет возможность обмениваться опытом, получать актуальную информацию, решать общие задачи.

Завершая конференцию, директор института менеджмента и экономики из Санкт-Петербурга Светлана Преутеско отметила, что популяризация детского туризма, увеличение количества детей, путешествующих по регионам страны, стимулирует развитие рынка в целом. «Это очень перспективное направление, что связано не только с «Десятилетием детства», объявленным президентом России с 2018 по 2027 годы, но и с количеством детей, родившихся в 2010-2011 годах. В течение трех-четырех ближайших лет нам следует ожидать бума детских путешествий, и мы должны быть к этому готовы», — заключила г-жа Преутеско.


По материалам RATA-news

Поиск туров и экскурсий

Вы можете подобрать тур или экскурсию в по региону, классу, предмету ...
show blocks helper

Выберите цену от и до

Выбрать туры и экскурсии по региону

Поиск туров и экскурсий

Вы можете подобрать тур или экскурсию в по региону, классу, предмету ...
show blocks helper

Выберите цену от и до