Живые уроки Новости туризма

Поручения Президента РФ и развитие детского туризма в субъектах России

официально, заседание, президент, дети, школьники, детский туризм, образовательные туры, образование, президент, правительство

9 марта в рамках Международной выставки «Интурмаркет» состоялась конференция «Детский туризм в России: проблемы и пути решения».

Руководитель федерального проекта по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки» Татьяна Козловская выступила с докладом «Поручения Президента Российской Федерации и развитие детского туризма в субъектах России». Она обратила внимание участников конференции на основные документы высшего руководства страны, касающиеся детского туризма, начиная с 2012 года, выполнение которых до сих пор остаются под большим вопросом, и назвала основные причины, препятствующие развитию детского туризма.

По просьбе участников проекта «Живые уроки» представляем краткое содержание доклада:

С каждым годом в нашей стране все больше внимания уделяется развитию детского туризма.

11 октября 2012 года появилось Поручение Президента Российской Федерации «О разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в целях популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России».

14 ноября 2012 года — поручение Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации п. 1.1. «Проработать и предусмотреть возможность целевого финансирования за счет средств субъекта Российской Федерации, начиная со следующего бюджетного года, экскурсионных и туристических поездок организованных групп учащихся с культурно-познавательными целями в Москву, Санкт-Петербург, иные субъекты Российской Федерации».
12 декабря 2012 года в своем послании к Федеральному Собранию В.В. Путин еще раз подчеркнул важность развития детского туризма и рекомендовал: «… развивать специальные познавательные туристические маршруты для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребёнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи… Это прямая ответственность регионов Российской Федерации. Но Правительство, конечно, должно держать эти вопросы на контроле» (из текста Послания).
2014 год. Создан Координационный совет по детскому туризму при Правительстве Российской Федерации.

2015 год. Создаются Координационные советы по развитию детского туризма в субъектах Российской Федерации.

02 марта 2016 года появилось определение «детского туризма» на законодательном уровне – это «туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя». Детский туризм отнесен к приоритетным направлениям государственного регулирования. (Федеральный Закон № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность»).
2017 год. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится «Реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях».

 

 

29 мая 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации об объявлении в стране «Десятилетия детства на 2018 — 2027 годы». До конца 2020 года должна быть разработана «Стратегия развития детского туризма и отдыха до 2030 года».

6 июля 2018 года — Распоряжение Правительства о

разработке предложений по субсидированию организаций, реализующих турпродукты или оказывающих услуги в сфере детского туризма.

Ожидаемый результат — увеличение количества детей, путешествующих по регионам России и получающих услуги в этой сфере.

Все документы и законодательные акты свидетельствуют о том, что детский и молодежный туризм стали важной частью государственной политики.

Что происходит на самом деле?

В 2013 году в нашей стране запущена государственная программа «Моя Россия», включающая 2-х – 4-х дневные путешествия по определенным маршрутам. Количество детей, участвующих в государственной программе от каждого субъекта Российской Федерации лимитируется в зависимости от числа жителей данного региона.

Ежегодный охват 14 — 23 тысячи школьников, что составляет 0,12 % всех обучающихся детей.

В 2014 году начала действовать государственная программа «Дороги Победы». В рамках программы проводятся экскурсии для детей в музеи, на производства, выставочные комплексы и другие объекты показа. Годовой охват составляет 0,68 % от всех детей школьного возраста.

Организатором данных программ является Министерство культуры Российской Федерации.

Транспортные расходы до места начала маршрута оплачиваются родителями. За 6 лет реализации в двух государственных программах смогли принять участие в совокупности менее 5% школьников нашей страны.

Не лучшим образом обстоит дело и в субъектах Российской Федерации.

Только в некоторых регионах осуществляется финансирование экскурсионных и туристических проектов и напрямую зависит от бюджета.

Так, в Москве в 2017 – 2018 году было выделено 280 млн. рублей на посещение московских музеев московскими школьниками, причем оплачиваются только входные билеты без учета экскурсий, что больше похоже на финансовую поддержку музеев, а не школьников.

Ленинградская область выделяет 30 – 40 млн. рублей на 2-х дневные поездки школьников по областным маршрутам, стараясь оставить деньги в своем регионе.

Лишь Владимирская область выделяла по 50 млн. рублей в год на туристические поездки своих детей как по области, так и по России.

Финансирование таких мероприятий в разных субъектах осуществляется через разные министерства и ведомства, реализация программ носит хаотичный характер, эффективность расходования денежных средств под большим вопросом.

В любом случае, Послание Президента о доступности туристических маршрутов для каждого ребенка, вне зависимости от места жительства и материального положения семьи, не выполняется.

 

Проблемы развития детского и молодежного туризма:

1. Сложность и избыточность системы нормативно-правового регулирования детского туризма, в результате чего в  настоящий момент времени насчитывается 526 федеральных и 5106 региональных нормативно-правовых документов, затрагивающих детский туризм;

2. Сильная «распределенность» сферы детского и молодежного туризма между ведомствами;

3. Несовершенство понятийного аппарата о детском и молодежном туризме и отсутствия единых подходов к сегментации данной сферы социально-экономических отношений в нормативно-правовом поле;

4. Наличие организационных и административных барьеров в сфере транспортного обслуживания детского и молодежного туризма, отсутствие универсальных механизмов развития массового детского и молодежного туризма;

5. Организация проживания и питания детских групп;

6. Слабая интеграция туризма в образовательный, воспитательный процессы детей и молодежи;

7. Отсутствие универсальных механизмов развития массового детского и молодежного туризма.

Для выполнения Поручений Президента и комплексного развития детского и молодежного туризма необходимо обеспечить системный подход.

Для построения системы следует объединить в единый комплекс обучение, воспитание и туризм.

Живая визуализация учебных программ является сегодня одним из главных мировых трендов в подростковом туризме.

 

Развитие школьно-образовательного туризма имеет большое социальное значение. В России 15,5 млн учащихся – это более 10% населения, количество заинтересованных (родители, педагоги, бабушки, дедушки) еще 50-60% социума. Итого, заинтересованный сегмент составляет 60-70% жителей нашей страны.
Решить вопрос финансирования образовательных экскурсий и путешествий по родной стране возможно только на законодательном уровне. Финансирование должно быть целевым и направлено на место оказания услуг. Выполнение должно быть на высоком профессиональном уровне, вне стен школы, т.е.  сертифицированными экскурсоводами и официальными туроператорскими компаниями.
При этом средства вкладываются в экономику России. Обеспечивается загрузка предприятий и организаций туристической индустрии в низкий сезон.

Такая общегосударственная социальная программа коснется практически каждой семьи и вызовет огромный положительный резонанс в обществе.  Школьники получают равный доступ к культурно-историческому наследию государства, его природным богатствам, промышленному и научному потенциалу. С детства чувствуют на себе заботу государства и гордятся своей страной.

 

Поиск туров и экскурсий

Вы можете подобрать тур или экскурсию в по региону, классу, предмету ...
show blocks helper

Выберите цену от и до

Выбрать туры и экскурсии по региону

Поиск туров и экскурсий

Вы можете подобрать тур или экскурсию в по региону, классу, предмету ...
show blocks helper

Выберите цену от и до